Жажда крови
Несколько лет назад по всему миру громко прокатилось скандальное дело предпринимательницы Элизабет Холмс и ее компании. Ну, и документальный фильм уже сняли, который я с интересом посмотрел. Холмс обещала создать приборы для мгновенного анализа крови на гормоны, вирусные инфекции и рак. Со старта Холмс привлекла $1,4 млрд инвестиций. Ее компания Theranos считался топовым проектом Кремниевой долины. На пике популярности компанию оценивали в $9 млрд. Идея отличная. Регулярные анализы крови предупредят большое количество заболеваний.
Как и многие начинающие предприниматели в начале пути, она приукрашивала свои достижения и успехи компании, чтобы привлечь инвестиции. Это бородатая английская идея fake it till you make it — «сымитируй, пока не сделаешь это» призывает фальсифицировать свои достижения в надежде на то, что в будущем ты этого достигнешь. Есть еще одна производная этой идеи, выраженная во фразе — «act as if» — «веди себя, будто бы это так». С этим Холмс отлично справлялась. Ее фото размещали на обложках тоновых глянцевых журналов, приглашал в прайм-тайм и Холмс охотно давал интервью.
Так поступали многие. Например, Томас Эдисон рассказывал журналистам об успехе лампы накаливания, чтобы привлечь инвесторов, хотя на тот момент она ещё не работала. В конце концов, он справился — и сегодня лампочка есть в каждом доме. А вот у Элизабет Холмс что-то пошло не так.
Она обещала революцию в медицине, привлекла сотни миллионов долларов от самых влиятельных людей и инвестиционных фондов, основала и возглавила крупную компанию. Но в итоге — не создала ничего. Годами Холмс продолжала получать деньги от инвесторов и надувать пузырь успеха. Уверяла всех в том, что первая версия её устройства уже готова и скоро поступит в продажу, хотя прекрасно знала: у неё нет ничего, кроме идеи и пластикового прототипа, совершенно нефункционального. В какой-то момент инвесторы устали ждать, начали задавать неудобные вопросы, и всплыло подозрение в мошенничестве. Начался громкий судебный процесс. Несмотря на очевидные факты, Холмс не признала свою вину. Ну и правда была проста: у неё ничего не было.
Стали выяснять кто же такая Элизабет Холмс — аферистка? Идеалистка? Безумная? Глупая? Или заигралась? Ведь столько лет она продолжала обманывать людей, нанимала сотрудников, показывала презентации, выступала на конференциях, получала новые миллионы, прекрасно зная: никакого изобретения нет, и даже серьёзных оснований для его создания нет тоже. Общество не сразу разобралось, судебный процесс шёл долго. Все хотели понять что ею двигало и во что она верила, на что рассчитывала? И как она годами ловко обманывала инвесторов и тратила десятки миллионов долларов на бессмысленные разработки.
Ответ, который меня удивил, я нашёл в документальном фильме «Жажда крови», снятом известным режиссёром документалистом, обладателем премии «Оскар». Он обратился к учёному-бихевиористу, который рассказал об одном эксперименте. Он прост: человеку предлагают выбрать грань игральной кости, после чего кость бросают. Участник получает столько долларов, сколько очков выпало на выбранной им стороне. Но есть нюанс — озвучить свой выбор нужно уже после броска. То есть можно соврать и выбрать ту сторону, на которой выпало больше.
Затем условия меняются: теперь все выигранные деньги пойдут на благотворительность. И вот тут люди начинают лгать гораздо чаще — ведь если обман ради добра, то он вроде как оправдан. Самое удивительное — когда участникам измеряли активность мозга, выяснилось: во время обмана в пользу благотворительности мозг не фиксировал ложь как ложь. Он не реагировал так, как обычно реагирует на сознательный обман.
Для меня это стало откровением. История Элизабет Холмс внезапно обрела какую-то логику. Она беспочвенно, но свято верила, что все когда-то получится, что она произведет революцию в медицине, спасет миллионы людей, которым теперь не придется проходить долгую, бюрократическую и не дешевую процедуру анализа крови. Теперь это можно будет сделать легко, быстро и чаще, что предупредит множество болезней. Эта благая цель, идея «fake it till you make it», которой она следовала поглотили ее.
Пока общественность и правосудие разбирались в деле Холмс, она успела влюбиться, родить двоих детей и сменить имидж деловой женщины на заботливую маму и жертву человеческой несправедливости. Девушке с дурной кровью дали 11 лет.